News of Kazakhstan Science
Новости науки Казахстана
научно – технический журнал (ISSN 1560-5655)
МРНТИ 14.25.19
N3 - 2025
https://doi.org/10.53939/1560-5655_2025_3_143
Амантаева А.К., Сейлхан А., Чилдибаев Ж.Б., Аксой А.
Аннотация. Концепция устойчивого развития стала важной и актуальной проблемой современного общества. Особое значение в системе образования имеет взаимосвязь устойчивого развития и экологической культуры. В этом смысле зеленые школы играют важную роль в формировании экологической культуры. Кроме того, практика зеленых школ является важным шагом на пути к активному участию в экологических вопросах, развитию природоохранных навыков и достижению целей устойчивого развития. В статье анализируется
важность и роль зеленых школ в системе экологического образования, исследуя взаимосвязь между устойчивым развитием и экологической
культурой. Зеленые школы являются решающим фактором в реализации принципов устойчивого развития. т.е. воспитывает учащихся в экологической культуре, осознает природоохранную и экологическую ответственность. В целях сохранения баланса между природой и экосистемой, повышения экологической грамотности и вовлечения учащихся в природоохранные мероприятия в ходе реализации Целей устойчивого развития, в результате анкетирования внедрен элективный курс и приведено содержание статьи.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экологическое образование, экологическая культура, экологическое мышление, Зеленая школа, метод обучения, сохранение биоразнообразия.
References
1 «Taza Qazaqstan» ekologialyq mädenietın damytudyñ 2024-2029 jyldarğa arnalğan tūjyrymdamasy // Qazaqstan Respublikasy Ükımetınıñ 2024 Jylğy 31 qazandağy № 910 qaulysy
2 Ekologialyq bılım beru [Elektrondyq resurs]. URL: https://strategy2050.kz/ru/news/eko-obrazovanie-v-rk-ekologicheskiy-predmet-vshkolakh-i-koordinatsionnyy-sovet -/(ötınış berılgen kün: 22.12.2024 j.)
3 SDG. The 2030 Agenda for Sustainable Development. UNESCO.2014. Paris, France. URL: https://en.unesco.org/sustainabledevelopmentgoals (date
25.12.2024).
4 Almaty qalasy äkımdıgı. «Jasyl mektep» aksiasy turaly. –https://www.gov.kz Qazaqstandağy klimattyq özgerıster turaly ūlttyq esep. – https://climate.kz
5 Ot celej ustojchivogo razvitija – k celjam jekologicheskogo obrazovanija v interesah ustojchivogo razvitija: ucheb.-metod. pos. dlja pedagogov i rukovoditelej obshheobraz. organizacij, realizujushhih programmy jekologicheskoj napravlennosti / pod red. S.V. Alekseeva, Je.V. Gushhinoj. – SPb.: SPb APPO, 2019. – 130 s.
6 Dzjatkovskaja E.N. Obrazovanie dlja ustojchivogo razvitija. Kul’turnye koncepty. «Zelenye aksiomy». Transpredmetnost’. M.: Jekologija i obrazovanie, 2015. - 340s.
7 Bolatbek D.M. Jasyl tehnologialar men tūraqty damu ideialaryn mektep bağdarlamasyna engızu jäne oquşylardyñ ekologialyq sauatyn qalyptastyru// OF Mejdunarodnyi nauchno-issledovatelski sentr «Endless Light in Science». – 2024. – 24-25p.
8 Zhilbaev Zh.O., Moiseeva L.V. Ot ohrany okruzhajushhej sredy – k ustojchivomu razvitiju «Zelenoj jekonomike»: nacional’nyj proekt jekologizacii obrazovanija v Kazahstane // Obrazovanie i nauka. 2016;(6): - S.62-749 Celi obrazovanija v interesah ustojchivogo razvitija. Zadachi obuchenija.
Parizh: UNESKO, 2017.- 66 s.
10 Moiseev N.N. Sud’ba civilizacii. Put’ razuma M.: Jazyki russkoj kul’tury, 2000. - 224 s.
11 Älımjanov S. Tūraqty damu bılımınıñ mektep bağdarlamasyna integrasiasy / S. Älımjanov. – Bılım beru ädıstemesı jurnaly. – 2020. – №5. – 32-37s.
12 Amirasheva B.K. Theoretical and methodological foundations of environmental education in the training of biologists (on the example of anthropogenically disturbed biogeocenoses) Dissertation prepared for the degree of PhD. //Abai Kazakh National University. Almaty, 2013. - 111 p.
13 Amantayeva A.K., Childibaev J.B. Pedagogtıñ ekologialyq qūzyrettılıgı bılım aluşylardyñ ekologialyq mädenietın qalyptastyrudyñ negızı // Habarşy Abai at.QazŪPU, Seria «Pedagogikalyq ğylymdar». – 2020. - №1 (65). – B. 210-215.
Information about authors
Amantayeva Araylym Kairatovna – PhD, Postdoctoral Researcher at Abai Kazakh National Pedagogical University, Almaty с., Kazakhstan,
e-mail: amantayeva2190@bk.ru
Seilkhan Ainur – postdoctor of KazNPU named after Abaya, PhD, Associate Professor, Researcher at G. Washington University, Almaty с., Kazakhstan,
ainura_seilkhan@mail.ru
Childibaev Jumadil Baydildayevich – Doctor of Pedagogical Sciences, Professor-Researcher at Abai Kazakh National Pedagogical University, Almaty с., Kazakhstan, zhumadil_47@mail.ru
Ahmet Aksoy – PhD, Akdeniz University, Antalya с., Turkey, aksoy@akdeniz.edu.tr
Авторлар туралы мәліметтер
Амантаева Арайлым Кайратовна – PhD, Абай атындағы Қазақ ұлттық пелагогикалық университеті постдокторанты, Алматы қ, Қазақстан,
amantayeva2190@bk.ru
Сейлхан Айнур - Абай атындағы ҚазҰПУ постдокторы, PhD, қауымдастырылған профессор лауазымын атқарушысы, кафедра доценті, G.Washington университетінің зерттеушісі, Алматы қ, Қазақстан, ainura_seilkhan@mail.ru
Чилдибаев Жұмаділ Байділдаұлы – Педагогика ғылымдарының докторы, профессор-зерттеуші, Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық
университеті, Алматы қ, Қазақстан, zhumadil_47@mail.ru
Ахмет Аксой – PhD, Акдениз университеті, Анталия қ, Түркия, aksoy@akdeniz.edu.tr
Сведения об авторах
Амантаева Арайлым Кайратовна – PhD, постдокторант Казахского национального педагогического университета имени Абая, г. Алматы.,
Казахстан, amantayeva2190@bk.ru
Сейлхан Айнур – постдоктор КазНПУ им. Абая, PhD, ассоциированный профессор, доцент кафедры, исследователь G. Washington University,
г. Алматы, Казахстан, ainura_seilkhan@mail.ru
Чилдибаев Жумадил Байдильдаевич – доктор педагогических наук, профессор-исследователь Казахский национальный педагогический
университет имени Абая г. Алматы, Казахстан, zhumadil_47@mail.ru
Ахмет Аксой – PhD, Университет Акдениз, г.Анталия, Турция, aksoy@akdeniz.edu.tr