News of Kazakhstan Science
Новости науки Казахстана
научно – технический журнал (ISSN 1560-5655)
УДК 002.6:004.65 МРНТИ 20.23.17
О. К. Вагнер
Национальный центр научно-технической информации
Представлен анализ востребованности и тематической направленности диссертаций и отчетов о НИР на казахском языке за период 1993-2010 гг. Рассмотрены наиболее популярные сферы применения казахского языка на примере диссертационного фонда информационных ресурсов научно-технической информации, формируемые в Республике Казахстан. Ключевые слова: казахский язык, информационные ресурсы, востребованность диссертаций, диссертационный фонд, диссертации, непубликуемые документы.
_______________________
Вагнер О.К. «ҰҒТАО» АҚ ҚАЗАҚ ТІЛІНДЕГІ ЖАРИЯЛАНБАҒАН ҚҰЖАТТАР ҚОРЫНЫҢ ҚАЗІРГІ КЕЗДЕГІ ЖАҒДАЙЫ 1993-2010 жж. кезеңінде қазақ тіліндегі ҒЗЖ туралы есептер мен диссертациялардың қажет етілуі мен тақырыптық бағыттарына талдау жүргізілді. Қазақстан Республикасында қалыптастырылған ғылыми-техникалық ақпараттар ресурстарының диссертациялық қоры негізінде қазақ тілін қолданудың ең кең тараған салалары қарастырылды. Түйінді сөздер: қазақ тілі, ақпараттық ресурстар, қажет етушілік, диссертациялық қорлар_______________________
Vagner O.К. CURRENT STATE OF THE FUND OF UNPUBLISHED DOCUMENTS IN KAZAKH LANGUAGE IN JSC “NC STI”The analysis of consuming and the thematic focus of theses and reports on research in the Kazakh language for the period of 1993-2010 years. Consider the most popular scope of the Kazakh language as an example of the Dissertation of the Information Resources scientific and technical information generated in the Republic of Kazakhstan. Key words: Kazakh language, information resources, demand, dissertation funds.
В Казахстане обеспечивается равноправное функционирование казахского, русского и других языков в сфере науки. Осуществляется свободный выбор языка научных работ, написания и публичной защиты диссертаций на казахском, русском либо ином языке (с учетом возможностей диссертационного совета).
За период 1993-2010 гг. в системе подготовки и аттестации кадров высшей квалификации на государственном языке была защищена 4891 диссертация, в том числе 617 докторских и 4274 кандидатских, что составляет 20,4 % общего числа защищенных диссертаций. В течение ряда лет неизменно наблюдается рост количества защит диссертаций на казахском языке (рисунок 1).
Рисунок 1 – Ежегодный процент защиты диссертаций на казахском языкек общему числу защит
В 1993 г. было зарегистрировано 50 диссертаций, защищенных на казахском языке по 5 научным направлениям. Это 31 диссертация по филологическим наукам, 11 - по истории, и по 1 работе по юриспруденции и философии.
В 2010 г. зарегистрировано 1168 диссертаций на государственном языке по 20 научным направлениям. Наибольшее количество защит состоялось по филологии (222), педагогике (213), истории (130), экономике (100).
На рисунке 2 приведено количество защищенных диссертаций за период с 1992 по 2010 г.
Если в первые годы формирования фондов диссертаций в Казахстане казахскоязычные диссертации не превышали 1 %, то в 2010 г. - уже составляли 24,1 % .
Впечатляющий рост данного показателя свидетельствует об увеличении числа специалистов высшей квалификации, владеющих научным казахским языком.
На рисунке 2 приведено количество защищенных диссертаций за период с 1992 по 2010 г.
Рисунок 2 –Защищенные диссертации на казахском языке за 1992-2010 гг.
В связи с реформой системы подготовки кадров высшей квалификации и прекращением функционирования порядка аттестации научных кадров по присвоению степени кандидата или доктора наук, которая перешла на новую одноступенчатую систему PhD докторантуру с 2011 года, сравнительные данные по соотношению ежегодного числа защищенных диссертаций представлены только до 2010 г.
Первые диссертации PhD были защищены в Казахстане в 2008 г. в 3-х вузах КазНУ им. аль-Фараби, ЕНУ им. Л.Н.Гумилева и КазНАУ.
На государственном языке диссертации PhD защищены в количестве:
2008 г. – 3 (экономические науки- 1, биология - 1, химия -1)
2009 г. – 7 (исторические науки – 3, химия – 1, биология – 1, экономика -1, юриспруденция -1);
2010 г. -12 (политология – 3, экономика – 2, филология – 2, биология, история, технические, философия и науки о земле – по 1);
2011 г. – 1 (история);
2012 г. – 29 по 19 научным направлениям.
Ниже представлены данные по диссертациям на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, не включая диссертации PhD.
Из общего объема диссертаций, находящихся в фонде, работы на казахском языке были защищены по 18 - 20 научным специальностям.
По отраслевой структуре они представлены в таблице 1 и на рисунке 3.
Рисунок 3 - Отраслевая структура диссертаций 1992-2010 гг.
Можно отметить, что основная доля диссертационных работ на казахском языке защищается по общественным наукам и составляет 80,7 % от общего казахскоязычного фонда. В частности, преобладают защиты по филологии (28,4 %), затем – работы по педагогическим специальностям (19,5 %) и диссертации по истории (11,2 %).
Технические и прикладные науки составляют 12,5 %
Естественные и точные науки – 6,8 % (рисунок 4).
Рисунок 4– Тематический охват фонда диссертаций на казахском языке
Можно отметить, что потенциал знаний и научно-технических результатов, накопленный в этом фонде востребован в определенной мере.
Исследование востребованности фонда непубликуемых документов АО «НЦ НТИ» начал проводить с 1996 года, используя методические подходы российских ученых В.В. Арутюнова и И.В. Маршаковой [1-6].
Подобные исследования позволяют определить актуальность проводимых работ по формированию фондов на казахском языке. Оценка востребованности и отраслевого спроса на НИОКР и диссертации осуществлялась с использованием применяемых в практике наукометрии расчетных показателей, учитывающих количество запросов на материал накопленного фонда за определенный период времени: импакт-фактор, коэффициенты запрашиваемости, спроса и отклика [1-4].
Научная специальность |
Количество зарегистрированных диссертаций |
||||||||||||||||
1992-1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
% |
|
01 физико-математические науки |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
13 |
15 |
0,3 |
02 химические |
1 |
1 |
3 |
5 |
5 |
4 |
5 |
3 |
4 |
7 |
7 |
9 |
9 |
13 |
29 |
104 |
1,9 |
03 биологические |
3 |
2 |
1 |
3 |
7 |
7 |
9 |
3 |
8 |
12 |
15 |
12 |
11 |
23 |
45 |
162 |
3,3 |
05 технические |
4 |
1 |
2 |
2 |
7 |
0 |
1 |
3 |
5 |
4 |
9 |
10 |
22 |
14 |
75 |
159 |
3,4 |
06 сельскохозяйственные |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
1 |
1 |
4 |
7 |
8 |
8 |
16 |
17 |
26 |
56 |
148 |
3,0 |
07 исторические |
51 |
16 |
16 |
43 |
25 |
27 |
37 |
20 |
29 |
16 |
31 |
43 |
25 |
39 |
130 |
548 |
11,2 |
08 экономические |
3 |
4 |
1 |
7 |
9 |
11 |
7 |
13 |
21 |
11 |
26 |
37 |
34 |
50 |
100 |
334 |
7,0 |
09 философские |
13 |
4 |
9 |
10 |
8 |
8 |
13 |
7 |
4 |
6 |
19 |
12 |
17 |
12 |
41 |
183 |
3,7 |
10 филологические |
134 |
53 |
57 |
99 |
56 |
63 |
78 |
68 |
82 |
73 |
108 |
132 |
54 |
110 |
222 |
1389 |
28,4 |
12 юридические |
4 |
5 |
3 |
7 |
4 |
10 |
17 |
12 |
17 |
13 |
30 |
36 |
29 |
39 |
58 |
284 |
5,8 |
13 педагогические |
74 |
9 |
27 |
34 |
34 |
29 |
57 |
48 |
63 |
46 |
64 |
89 |
67 |
97 |
214 |
952 |
19,5 |
14 медицинские |
2 |
0 |
5 |
7 |
7 |
2 |
15 |
10 |
7 |
9 |
15 |
18 |
20 |
23 |
75 |
215 |
4,4 |
15 фармакология |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
12 |
0,2 |
16 ветеринарные |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
0 |
4 |
8 |
11 |
14 |
24 |
74 |
1,5 |
17 искусствоведение |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
5 |
0 |
1 |
18 |
31 |
0,6 |
19 психология |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
4 |
6 |
3 |
2 |
7 |
1 |
2 |
8 |
10 |
9 |
58 |
1,2 |
22 социология |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
3 |
0 |
0 |
1 |
3 |
3 |
10 |
26 |
0,5 |
23 политические |
3 |
1 |
2 |
7 |
5 |
3 |
3 |
3 |
8 |
4 |
7 |
9 |
5 |
8 |
18 |
86 |
1,7 |
24 культурология |
0 |
0 |
2 |
0 |
4 |
2 |
0 |
1 |
3 |
2 |
9 |
8 |
0 |
5 |
11 |
47 |
0,9 |
25 науки о Земле |
3 |
0 |
1 |
0 |
2 |
2 |
6 |
3 |
5 |
1 |
6 |
8 |
0 |
9 |
18 |
64 |
1,3 |
Всего |
301 |
97 |
134 |
230 |
179 |
173 |
260 |
209 |
274 |
220 |
359 |
456 |
332 |
497 |
1168 |
4891 |
100 |
В данном случае применялся коэффициент спроса Кс. - наукометрический показатель, отражающий соотношение числа запросов, поступивших за определенный период времени от различных потребителей к количеству запрошенных документов. Данный коэффициент показывает, насколько актуальна научно-техническая продукция по данным спроса.
Другими словами, Кс является средним показателем, определяющим частоту запрашиваемой диссертации.
Кс вычисляется по формуле
Кс= Z/D,
где Z – количество запросов за рассматриваемый период (в нашем случае это календарный год),
D – число запрошенных документов.
Исследование проблем спроса непубликуемых документов приобретает важность, как с практической точки зрения для поиска путей их наиболее эффективного использования, так и с науковедческой, с целью выявления наиболее используемой части документальных источников и актуальных тематических направлений науки.
Востребованность фонда диссертаций исследуется в разрезе категорий потребителей, типов организаций, их территориальной принадлежности, тематической направленности.
Проведенное исследование востребованности диссертаций на казахском языке, показывает, что в 2010 г. по сравнению с 2004 г. интерес к этим диссертациям повысился в 7,4 раза, а количество запросов увеличилось в 9,3 раза (рисунок 5).
Однако с 2011 по 2013 гг. от потребителей стало поступать несколько меньшее количество запросов, на что имеется объективная причина, заключающаяся в том, что произошло реформирование системы подготовки кадров высшей квалификации и как следствие, сократилось число потребителей информации по категории докторанты и аспиранты.
В итоге по сравнению с 2010 годом объем запросов и количество востребованных документов сократился на 13 % в 2011 году. В этом же году поступил 2181 запрос на 1849 документов, т.е. в среднем каждый документ был востребован 1,2 раза.
В 2010 г. потребителями информации было использовано 45 % диссертаций из общего фонда диссертаций, имеющегося на казахском языке, а в 2011 г. – 44,5%.
Ниже представлена динамика соотношения числа запросов от потребителей к общему количеству запрошенных документов за период 2004-2013 гг. (рисунок 5).
Рисунок 5 - Динамика соотношения числа запросов от потребителей и количества запрошенных документов на казахском языке за период 2004-2013 гг.
В 2012 г. было востребовано 1723 документа в 2057 запросах, коэффициент спроса каждого документа составил также 1,2. В 2013 г. предоставлен 1791 документ на 1970 запросов. Коэффициент составил 1,1. За охватываемый период 2009-2013 гг. усредненный коэффициент спроса был наиболее высоким в 2012г. (1,19), в остальные годы Кс равнялся 1,13 - 1,18.
Таким образом, каждая диссертация в среднем была востребована более одного раза.
При рассмотрении отдельных научных специальностей, установлено, что самый высокий спрос имели диссертации по социологии в 2010 и 2012 гг. (1,5 и 1,47 соответственно). Т.е. каждая запрошенная диссертация в среднем была востребована 1,5 раза. В другие годы Кс по специальностям социологического направления имел значение 1,2, однако в 2013г. он снизился до 1,05.
В 2013 г. наибольший Кс =(1,3) приходится на диссертации по педагогике. В течение года поступило наибольшее число запросов (497) на наибольшее количество документов (382). Но самое большое количество запросов по педагогическим специальностям приходится на 2010 г. (835 запросов на 730 документов).
Распределение запросов, поступивших на диссертации на казахском языке, по научным специальностям и коэффициент спроса приведены в таблице 2.
Анализ тематической направленности запрашиваемых диссертаций на казахском языке выявил, что в течение 2009-2013 гг. диссертации востребованы практически по всем научным специальностям (таблица 2).
Таблица 2 – Распределение запросов, поступивших на диссертации на казахском языке, по научным специальностям
Научная специальность |
Кол-во запрошенных диссертаций (документов) |
Количество поступивших запросов |
Коэффициент спроса Кс |
||||||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
01 физико-математические науки |
1 |
- |
|
1 |
1 |
1 |
- |
|
1 |
1 |
1,0 |
- |
- |
1,0 |
1,0 |
||
02 химические |
- |
6 |
11 |
5 |
5 |
- |
6 |
12 |
5 |
5 |
- |
1,0 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
||
03 биологические |
31 |
23 |
25 |
19 |
23 |
33 |
26 |
27 |
22 |
25 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
1,1 |
||
05 технические |
11 |
14 |
11 |
11 |
10 |
14 |
15 |
11 |
11 |
10 |
1,3 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
||
06 сельскохозяй-ственные |
9 |
7 |
6 |
9 |
15 |
9 |
7 |
6 |
11 |
15 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,2 |
1,0 |
||
07 исторические |
187 |
133 |
156 |
132 |
143 |
206 |
139 |
172 |
167 |
152 |
1,1 |
1,0 |
1,1 |
1,3 |
1,1 |
||
08 экономические |
289 |
291 |
425 |
277 |
298 |
356 |
384 |
588 |
382 |
305 |
1,23 |
1,32 |
1,38 |
1,38 |
1,02 |
||
09 философские |
25 |
34 |
47 |
37 |
42 |
27 |
35 |
49 |
43 |
49 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,16 |
1,17 |
||
10 филологические |
503 |
573 |
372 |
382 |
356 |
540 |
614 |
399 |
414 |
428 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
||
12 юридические |
153 |
221 |
311 |
303 |
310 |
171 |
235 |
353 |
311 |
313 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
||
13 педагогические |
713 |
730 |
349 |
410 |
382 |
822 |
835 |
411 |
523 |
497 |
1,15 |
1,14 |
1,18 |
1,27 |
1,3 |
||
14 медицинские |
17 |
13 |
8 |
7 |
6 |
17 |
13 |
9 |
7 |
6 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
||
15 фармакология |
1 |
|
2 |
2 |
3 |
1 |
|
2 |
2 |
3 |
1,0 |
|
1,0 |
1,0 |
1,0 |
||
16 ветеринарные |
2 |
5 |
1 |
1 |
2 |
2 |
5 |
1 |
1 |
2 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
||
17 искусствоведение |
4 |
5 |
5 |
5 |
8 |
4 |
5 |
6 |
5 |
8 |
1,0 |
1,0 |
1,2 |
1,0 |
1,0 |
||
19 психология |
44 |
64 |
55 |
49 |
40 |
51 |
77 |
58 |
58 |
42 |
1,2 |
1,2 |
1,1 |
1,2 |
1,05 |
||
22 социология |
9 |
15 |
5 |
17 |
40 |
11 |
22 |
6 |
25 |
42 |
1,2 |
1,5 |
1,2 |
1,47 |
1,05 |
||
23 политические |
44 |
39 |
28 |
29 |
29 |
53 |
45 |
34 |
36 |
32 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,24 |
1,1 |
||
24 культурология |
19 |
21 |
16 |
14 |
11 |
20 |
23 |
20 |
15 |
11 |
1,0 |
1,0 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
||
25 науки о Земле |
16 |
13 |
16 |
13 |
24 |
16 |
15 |
17 |
18 |
24 |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
1,38 |
1,0 |
||
Всего |
2078 |
2207 |
1849 |
1723 |
1748 |
2354 |
2501 |
2181 |
2057 |
1970 |
1,13 |
1,13 |
1,18 |
1,19 |
1,13 |
||
Рейтинг научных специальностей, по которым наиболее востребованы диссертации фонда, представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Рейтинг наиболее востребованных в 2010 г. диссертаций на казахском языке
Рейтинг |
(рубрика ГРНТИ) Научная специальность |
Кол-во запрошенных документов |
% к общему количеству |
1 |
13 педагогические науки |
730 |
33,1 |
2 |
10 филологические |
573 |
25,9 |
3 |
08 экономические |
291 |
13,2 |
4 |
12 юридические |
221 |
10,0 |
5 |
07 исторические |
133 |
6,0 |
6 |
19 психология |
64 |
2,9 |
7 |
23 политические |
39 |
1,8 |
8 |
09 философские |
34 |
1,5 |
9 |
03 биологические |
23 |
1,0 |
10 |
24 культурология |
21 |
0,9 |
11 |
22 социология |
15 |
0,7 |
12 |
05 технические |
14 |
0,6 |
13-14 |
14 медицинские |
13 |
0,6 |
13-14 |
25 науки о Земле |
13 |
0,6 |
15 |
06 сельскохозяйственные |
7 |
0,3 |
16 |
02 химические |
6 |
0,3 |
17-18 |
16 ветеринарные |
5 |
0,2 |
17-18 |
17 искусствоведение |
5 |
0,2 |
Всего |
2207 |
100 |
В 2010 г. лидировали педагогика, филология и экономические специальности. В 2012 и 2013 гг. востребованность диссертаций по этим направлениям также занимает первые позиции.
Наиболее запрашиваемыми диссертациями на казахском языке, как и в предыдущие годы, оказались работы по экономике (в 2011 г. 588 запросов на 425 диссертаций, коэффициент спроса 1,38), педагогике (в 2013 г. 497 запросов на 382 документа, Кз=1,3), по филологии (в 2013 г. соответственно 428 и 356, Кз=1,0,2), юриспруденции (313 и 310, Кз=1,0). Согласно полученным данным можно констатировать, что количество востребованных документов и поступивших на них запросов в 2011-2013 г. по педагогике и филологии сократилось почти вдвое по сравнению с 2010 г. Но интерес к документам по экономике, юриспруденции, истории, философии остается на высоком уровне.
В первую десятку востребованных документов вошли научные направления по общественным наукам. Спрос на документы на казахском языке по таким дисциплинам как сельскохозяйственные науки, ветеринария, технические науки, экология и другим научным специальностям остается неудовлетворенным в связи с тем, что по этим специальностям работ на казахском языке в фонде недостаточно.
Наиболее часто работали с фондом документов на казахском языке в 2013 г.- научные сотрудники, профессорско-преподавательский состав и студенты КазНПУ им. Абая (328 запросов на документы по 12 научным специальностям, в том числе 164 запроса по педагогическому направлению), КазНУ им. аль-Фараби (соответственно 273 и 14, наибольшее количество запросов сделано по юриспруденции - 77), КазгосЖенПУ (181 и 12, в том числе 75 запросов по педагогике) и др.
Анализируя накопленный диссертационный фонд НЦ НТИ выявлено, что диссертации на казахском языке составляют 20,4 % от общего числа.
В фонде отчетов о НИОКР языковое соотношение иное. Общее количество зарегистрированных в период 1995-2013 гг. отчетов – 24393, и только 692 представлены на казахском языке, что составляет 2,8 %. Это в 10 раз меньше, чем доля диссертаций на казахском языке. Однако следует отметить положительную тенденцию роста числа выполняемых НИР на казахском языке: 2006 г.- 28; 2007 – 64; 2008 – 73 (таблица 4 ).
Таблица 4 - Распределение зарегистрированных отчетов о НИР за период 1995-2012 гг.
Год |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Количество зарегистрированных отчетов о НИР |
2 |
4 |
21 |
10 |
12 |
32 |
7 |
7 |
24 |
Год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Количество зарегистрированных отчетов о НИР |
17 |
24 |
28 |
64 |
73 |
118 |
45 |
70 |
130 |
Большая часть зарегистрированных отчетов приходится на гуманитарные науки – 87,0 %, доля технических составляет 10,8 % и минимально количество работ по естественным и точным наукам - 2,2% (рисунок 6).
Рисунок 6 – Процентное соотношение тематического охвата зарегистрированных отчетов о НИР
Анализ востребованности отчетов о НИР на казахском языке показал, что спрос достаточно не высок ввиду их малого количества.
Выводы:
1. Общий объем востребованности документов из совокупного фонда диссертаций в 2013 г. неизменно растет и составляет 7,2 %. Востребованность фонда диссертаций на казахском языке достигла 35,74 % от его объема и пользуются ежегодно увеличивающимся спросом.
2. Назрела острая необходимость в издании реферативных журналов и Сборников рефератов НИР и ОКР на казахском языке, поскольку до настоящего времени они выходили только на русском языке.
3. В настоящее время создается только одна база данных на казахском языке – это база диссертаций, защищенных на казахском языке, но она не адаптирована для работы пользователей, поэтому необходимо регулярно заниматься вопросами адаптации.
4. Целесообразно издавать выпуски Сборников рефератов НИР и ОКР и на бумажном носителе и в электронном виде, причем необходимо уделять внимание механизму рекламы, оповещения и рассылки по регионам. Тогда потенциал знаний и научно-технических результатов, накопленный в Казахстане в государственных фондах НИОКР диссертаций и депонированных рукописей на казахском языке будет востребован в должной мере и станет действенным научным, образовательным и экономическим ресурсом страны.
Литература
1 Арутюнов В.В. Некоторые закономерности формирования и востребованности непубликуемых источников информации в геологической службе России // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Тема 2003 года: Библиотека и доступность информации в современном мире: электронные ресурсы науке, культуре и образованию: Тр. конф. / 10-я юбил. Междунар. конф. «Крым 2003» - М.: ГПНТБ России, 2003. Т.3. – 408 с.
2 Арутюнов В.В. Спрос на научно-техническую продукцию геологических организаций. Система учета и анализа. // НТИ. Сер. 1.-1996.- № 1.- С. 13-18
3 Арутюнов В.В. Хронологический анализ запрашиваемости диссертаций и отчетов по НИОКР в области геологии и недропользования // НТИ.Сер. 1.-1996.- № 4.- С. 20-25.
4 Арутюнов В.В. Анализ вклада научно-исследовательских организаций геологической службы России в создание востребованной научно-технической продукции // НТИ. Сер.1. - 2001. – № 6 - С.23-29
5 Арутюнов В.В., Константинов А.С. Оценка вклада руководящего звена НИИ геологической службы России в создание востребованной научно-технической продукции // НТИ. Сер.1. – 2005. - №7. - С.25-27.
6 Маршакова И.В. Система цитирования научной литературы как средство слежения за развитием науки.- М.: Наука, 1988.- 288 с.