Нуралин Б. Н., Куанышев М.К.
Аннотация. Рассмотрены вопросы восстановления подшипников скольжения для двигателей внутреннего сгорания. Цель работы – продление сроков их службы при наименьших затратах. Установлены причины и характер износа; предложены методы восстановления и технология фрикционного омеднения стальной детали. Доказано, что износ омедненной поверхности скольжения подшипника меньше в девять раз по сравнению со стандартной алюминиево-оловянной поверхностью скольжения. Предварительное омеднение поверхности трения (шейки вала) методом фрикционного омеднения позволяет снизить силу трения и изнашивание более чем в два раза, приближая режим трения за счет возможного атомарного избирательного переноса меди в контакте со стальной поверхностью вала, к безызносному трению. Особенность метода заключается в создании медного слоя на скользящей поверхности вкладыша, независимо от того, какой антифрикционный слой применялся на вкладыше до его реставрации. Технология металлизации позволяет получать слой напыленной меди как на алюминиево-оловянной поверхности вкладышей, так и на многослойных вкладышах производимых за рубежом.
Ключевые слова: подшипники скольжения, фрикционное омеднение, безызносное трение, избирательный перенос меди, напыление медью, антифрикционный слой